Передний ведущий мост МТЗ-1221
1 – редуктор конечной передачи; 2, 15, 28 – регулировочные прокладки; 3 – ось шкворня; 4 – болт; 5 — колпачок; 6 – масленка; 7, 10, 16, 27 – кольцо резиновое; 8 – стакан; 9, 34, 35 — подшипник роликовый конический; 11, 32 – манжета; 12 – обойма; 13 – вал полуосевой; 14 – рукав левый; 17 – сапун; 18 –
дифференциал; 19 — коническая ведомая шестерня; 20 – гайка; 21 – корпус ПВМ; 22 – рукав правый; 23 – шайба; 24 – ось качания; 25 – пробка; 26 – пробка сливная; 29 – стакан ведущей шестерни; 30 – регулировочные шайбы; 31 — маслосгонное кольцо; 33 – гайка; 36 – ведущая коническая шестерня; 37 –
контргайка; 38 – винт; 39 – пробка заливная; 40 – пробка сливная, 41- пробка заливная, . 42- масленка.
Передний ведущий мост (ПВМ) МТЗ-1221 Беларус предназначен для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам трактора. ПВМ состоит из главной передачи, дифференциала и колесных редукторов.
Левый 14 и правый 22 рукава (см рис. 29) соединенные с корпусом ПВМ 21 болтами, образуют балку моста.
Корпус снабжен сапуном 17, поддерживающим нормальное давление в полости балки моста и главной передачи. Заправка масла в балку моста осуществляется до нижней кромки заливного отверстия через пробки 41 установленные в рукавах 14 и 22.
Слив масла из балки моста осуществляется путем отворачивания сливной пробки 26 в корпусе.
Заправка через отверстие в одном из рукавов производится до тех пор, пока смазка во втором рукаве не достигнет нижней кромки заливного отверстия. Заправку ПВМ необходимо производить на горизонтальной поверхности.
Корпус 21 переднего ведущего моста МТЗ-1221.2 Беларус соединен с брусом осью 24, на которой мост вместе с колесами может качаться в поперечной плоскости, отклоняясь на углы ограниченные упорами ребер в рукавах 14 и 22 при их контакте с брусом трактора.
От осевых перемещений ось стопорится шайбой 23. Смазка оси производится через масленку 42.
Главная передача
Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом. Ведущая шестерня главной передачи 36 установлена в стакане 29 на двух роликовых конических подшипниках.
Натяг в подшипниках регулируется с помощью регулировочных шайб 30, после чего производится затяжка гайкой 33.
Ведомая шестерня 19 посажена на шлицы и центрирующий поясок корпуса дифференциала 18 и от осевых перемещений фиксируется гайкой 20.
Регулировка зацепления главной передачи обеспечивается прокладками 28, 15, установленными между фланцем стакана ведущей шестерни и корпусом ПВМ, а также между левым и правым рукавами и корпусом ПВМ соответственно.
До регулировки зацепления производится регулировка подшипников дифференциала, которая осуществляется прокладками 15. Отверстие под пробку 25 служит для проверки регулировки зацепления главной передачи.
Вытекание масла из полости главной передачи и балки моста предотвращается манжетами и резиновыми кольцами, установленными в обоймах, рукавах и в стакане ведущей шестерни.
Для предотвращения создания подпора масла перед манжетой ведущей шестерни, на шлицевом ее конце установлено маслосгонное кольцо 31. По наружному диаметру кольца нарезаны винтовые канавки. В обойме 12 установлен подшипник скольжения с перекрестными канавками.
Дифференциал
Дифференциал ПВМ МТЗ-1221 Беларус — самоблокирующийся, повышенного трения. В корпусе 1 (рис. 30) и крышке 7 дифференциала, соединенных болтами, размещены две пары сателлитов 6 на плавающих осях 5, полуосевые шестерни 8, нажимные чашки 4 и фрикционные диски – ведущие 2 и ведомые 3.
Самоблокирующийся дифференциал автоматически соединяет обе полуоси и исключает раздельное буксование колес, увеличивая силу тяги передних колес.
Блокировка осуществляется при включении переднего моста в работу. При этом оси сателлитов под нагрузкой проворачиваются и перемещаются по пазам-скосам в корпусе и крышке дифференциала соответственно на величину зазоров между фрикционными дисками.
От осей усилие передается на сателлиты, которые буртами передают его чашкам, а те в свою очередь сжимают фрикционные диски до упора в стенки корпуса и крышки дифференциала.
Ведущие диски, имеющие наружные зубья, соединены с зубьями корпуса и крышки дифференциала, а ведомые (внутренними зубьями) – с полуосевыми шестернями.
Сила трения сжатых дисков объединяет в одно целое полуосевые шестерни и корпус с крышкой дифференциала, осуществляя таким образом блокировку дифференциала.
При повороте трактора, когда передний мост включен и внешние силы превышают силы трения в фрикционных дисках, последние будут пробуксовывать.
Устанавливается дифференциал на двух роликовых конических подшипниках в рукавах балки переднего моста. Подшипники дифференциала регулируются прокладками 15 (рис. 29).
1 – корпус дифференциала; 2 – диск ведущий; 3 – диск ведомый; 4 – нажимная чашка; 5 – ось сателлитов; 6 – сателлит; 7 – крышка дифференциала; 8 – шестерня полуосевая; 9 — подшипник роликовый конический.
Колесные редукторы
Колесные редукторы МТЗ-1221 Беларус планетарно-цилиндрического типа – предназначены для передачи и увеличения крутящего момента от дифференциала ПВМ при различных углах поворота передних ведущих управляемых колес.
Редукторы смонтированы в корпусах 35 и соединены с балкой моста с помощью осей 3 (рис 29) и могут поворачиваться относительно балки ПВМ на 2-х подшипниках 9. Соединение осей с корпусом колесного редуктора осуществляется с помощью болтов 4.
Для регулировки угла поворота колесных редукторов служит винт 38 и контргайка 37. Смазка шкворневых осей 3 (рис 29) осуществляется через масленки 6, установленные на осях.
От попадания грязи масленки защищены резиновыми колпачками 5. Для предотвращения попадания грязи к подшипникам шкворня в рукавах балки моста установлены стаканы 8 с уплотнительными резиновыми кольцами 7.
Регулировка подшипников 9 шкворня осуществляется прокладками 2, расположенными только под верхними осями 3. Колесный редуктор 1 (рис 29) и состоит из сдвоенного шарнира, цилиндрической и планетарной передач, рычагов управления поворотом передних колес.
Сдвоенный шарнир 24 (рис 31), соединен с дифференциалом ПВМ МТЗ-1221.2 Беларус посредством полуосевого вала со шлицевыми концами 13 (рис 29) с одной стороны, а с другой – с ведущей шестерней 17 (рис 31) цилиндрической передачи.
Ведущая шестерня монтируется на двух роликовых конических подшипниках 18. Один из них установлен в расточке корпуса редуктора 35, второй – в стакане 22.
Сдвоенный шарнир фиксируется в шестерне шайбой 15 и болтом 14 с отгибной пластиной. Подшипники 18 регулируются с помощью прокладок 21, которые устанавливаются между стаканом и корпусом редуктора.
Ведущая шестерня колесного редуктора зацепляется с блоком шестерен (ведомой шестерней цилиндрической передачи) 34, второй венец которого является солнечной шестерней или ведущей частью планетарного ряда.
Ведомой частью планетарного ряда, связанной с колесом трактора является фланец колеса, который жестко через шлицы связан с водилом 5, тремя сателлитами 11, а заторможенной шестерней, воспринимающей реактивный момент, служит эпициклическая шестерня 12.
Эпициклическая шестерня установлена в крышке редуктора и фиксируется от проворота 3-мя штифтами 13. Между крышкой и корпусом редуктора устанавливается уплотнительная прокладка.
Солнечная шестерня смонтирована на фланце колеса на коническом двухрядном подшипнике 33, который зафиксирован с одной стороны упорным кольцом 36, контактирующим с водилом, а с другой — двумя стопорными кольцами 31, 32. Сателлиты вращаются на осях 7, установленных в расточках водила 5.
Подшипники сателлитов — цилиндрические ролики 8. Одной беговой дорожкой роликов является шлифованная поверхность оси 7, а другой – шлифованная внутренняя поверхность сателлита 11.
От перемещения в осевом направлении сателлиты и ролики удерживаются шайбами 10. От осевого смещения осей сателлитов применяется прессовая посадка в соединении водила с осью.
Для проверки правильности запрессовки и дополнительной фиксации служит винт 9, устанавливаемый в канавку осей. Фланец колеса монтируется на двух роликовых подшипниках.
Один из них установлен в крышке 6 редуктора, второй в стакане 30, который устанавливается в расточке корпуса редуктора, закрывается крышкой 28 и крепиться к нему болтами. Между стаканом и крышкой устанавливается уплотнительная прокладка.
Подшипники регулируются затяжкой гайки 26. Между подшипником 29 и гайкой 26 устанавливается шайба 27. Для предотвращения отворачивания, поясок гайки кернится в пазу фланца колеса.
Заправка масла в корпус редуктора МТЗ-1221-2 Беларус осуществляется до нижней кромки заливного отверстия, в которое установлена пробка 39 (рис 29), а слив путем отворачивания сливной пробки 40.
Уплотнение внутренней полости колесного редуктора осуществляется манжетами 3 и 20 (рис 31). Для предотвращения попадания грязи к рабочим кромкам манжеты 3 установлен грязевик 4.
Уплотнение расточек поворотного кулака 35 и шлицев сдвоенного шарнира осуществляется резиновыми кольцами 19, 23, 25. Для поддержания нормального давления в полостях колёсного редуктора в корпусе редуктора установлен сапун 16.
1 — фланец колеса; 2, 18, 29 — подшипник роликовый конический; 3, 20 — манжета; 4 — грязевик; ; 5 — водило, 6 — крышка редуктора; 7 — ось сателлитов; 8 — ролики; 9 — винт; 10 — опорная шайба; 11 — сателлит; 12 — эпициклическая шестерня; 13 — штифт; 14 — болт; 15 — шайба; 16 сапун; 17 — шестерня ведущая; 19, 23, 25 — кольцо резиновое; 21 — прокладки регулировочные; 22 — стакан ведущей шестерни; 24 — шарнир сдвоенный универсальный; 26 — гайка; 27 — шайба; 28 — крышка; 30 — стакан; 31, 32 — кольцо стопорное; 33 — подшипник роликовый конический двухрядный; 34 — блок шестерен; 35 — корпус редуктора; 36 — кольцо; 37 — гайка колеса
Электрогидравлическая система управления приводом ПВМ
Рис. 32. Система управления блокировкой дифференциала (БД) заднего моста и приводом ПВМ МТЗ-1221 Беларус
1 — пульт управления; 2 — датчик угла поворота направляющих колес; 3, 10 — электрогидрораспределители управления БД и приводом ПВМ, соответственно; 4 — колодки; 5 — соединительный кабель; 6 — клавиша управления БД; 7, 12 — сигнализаторы; 8 — петля; 9 — датчик автоматического управления приводом; 11 — клавиша управления приводом.
Электрогидравлическая система (рис. 32) состоит из пульта (1), датчика (9) автоматического управления и электрогидрораспределителя (10) управления муфтой привода ПВМ, установленных на правой крышке КПП, соединительных кабелей (5) с колодками (4).
Система запитана от бортовой электросети через предохранитель, установленный в блоке предохранителей щитка приборов. Электрическое питание в систему подается после запуска двигателя.
На лицевой панели пульта (1), расположенного над правым боковым пультом управления трактора, установлены клавиша (11) управления приводоми сигнализатор (12) включенного состояния привода.
В электрической цепи управления приводом переднего моста установлено реле торможения, которое обеспечивает автоматическое включение привода при нажатии на сблокированные педали рабочих тормозов трактора.
Пользование клавишей управления приводом ПВМ
При выполнении работ со значительным буксованием на переднем ходу нажмите на верхнюю часть клавиши (11), включив автоматический режим управления приводом ПВМ МТЗ-1221.2 Беларус.
При этом автоматическое управление осуществляется в зависимости от буксования трактора, которое фиксируется датчиком (9) автоматического управления.
Датчик (9) замыкает контакты и запитывает электромагнит электрогидрораспределителя (10) при буксовании задних колес. При снижении величины буксования датчик (9) размыкает контакты, отключая электромагнит и, соответственно, привод переднего моста.
При необходимости работы на переднем и заднем ходу с постоянно включенным мосто нажмите на нижнюю часть клавиши (11). Для отключения привода ПВМ переведите клавишу (11) в среднее положение.
Регулировка подшипников ПВМ МТЗ-1221 Беларус
Конические роликоподшипники (17), (20) главной передачи ПВМ, отрегулируйте без зазора, с натягом не более 0,08 мм.
Для выбора зазора затяните гайку (30), проверьте осевой люфт подшипников и проверните шестерню (16) за фланец (22). При наличии люфта требуемый натяг обеспечьте шлифовкой регулировочной шайбы (23).
Если подшипники отрегулированы правильно, момент проворачивания шестерни (16) должен быть в пределах 0,6-2,0 Нм, что соответствует усилию 15-50 Н на радиусе расположения отверстий фланца (22).
Зашплинтуйте гайку (30) без отворачивания гайки для совпадения прорезей с отверстиями под шплинт.
Конические роликоподшипники (18) фланца (1), должны быть отрегулированы без зазора путем подтяжки гайки (17). После выборки зазора гайка кернится в двух прорезях фланца (1).
Конические роликоподшипники (6) ведущей шестерни (7), должны быть отрегулированы без натяга с осевым зазором не более 0,05 мм. Регулировку производите с помощью разрезных регулировочных прокладок (8) между стаканом и корпусом (5).
Конические роликоподшипники (11) осей шкворня (9, 15), отрегулируйте с натягом 0,01-0,06 мм с помощью регулировочных прокладок (10) между осями (9, 15) и корпусом (5). Зазор в подшипниках не допускается.
При правильно отрегулированных подшипниках редуктор должен поворачиваться относительно осей шкворней моментом 16-20 Нм.
Предельный угол поворота корпуса редуктора (5) от положения, соответствующего прямолинейному движению должен быть в пределах 38-40°. Регулировки производите винтом (20).
Регулировка выключателя привода ПВМ
Если ПВМ МТЗ-1221-2 Беларус не включается в автоматическом режиме, а также при необходимости замены выключателя датчика автоматического включения привода, выполните следующие регулировочные операции:
- Кулачки (В) полумуфты (2) введите в зацепление с кулачками барабана (1) так, чтобы толкатель (3) был максимально выдвинут из направляющей (6).
- Установите под торец выключателя (5) первоначальный набор регулировочных прокладок (4) в количестве 5-6 штук.
- Удаляя по одной прокладке, обеспечьте замыкание контактов выключателя (5).
- Кулачки (В) полумуфты (2) выведите из зацепления с кулачками барабана (1). При этом толкатель (3) должен быть максимально утоплен, а контакты выключателя должны быть разомкнуты.
- Выключатель (5) отрегулирован правильно, если в положении I его контакты замкнуты, а в положении II – разомкнуты. Проверку производите с помощью контрольной лампы или по сигнализатору на пульте управления, нажав на верхнюю часть клавиши управления ПВМ.
Неисправности переднего ведущего моста МТЗ-1221 Беларус
Недостаточная тяга переднего ведущего моста
а) Муфта привода не передает крутящего момента:
Нет давления масла в бустере муфты — Разберите и промойте детали распределителя.
Пробуксовка муфты привода — Проверьте и отрегулируйте давление в гидросистеме трансмиссии (9…10 кгс/см2). Замените изношенные диски.
Неисправности в электрической схеме управления моста — Определите и устраните неисправности.
б) Недостаточная величина передаваемого муфтой момента из-за утечки масла в гидросистеме:
Износ резиновых уплотнительных колец — Замените кольца.
Износ колец поршня и барабана муфты — Замените кольца.
Износ сопрягаемых поверхностей «обойма – ступица барабана», «барабан – поршень» — Замените изношенные детали.
Привод ПВМ не работает в автоматическом режиме
Нарушена регулировка или отказ выключателя датчика автоматического включения — Отрегулируйте положение выключателя или замените его.
Повышенный шум и нагрев в зоне главной передачи
Люфт в подшипниках шестерен главной передачи — Отрегулируйте подшипники шестерен.
Неправильное зацепление шестерен главной передачи — Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте зацепление по пятну контакта.
Шум при максимальном угле поворота колес
Неправильный режим работы ПВМ. Мост работает в принудительном режиме — Проверьте режим включения привода ПВМ и установите переключатель в положение «Выключено» или «Автоматический».
Неправильный предельный угол поворота колес — Проверьте и отрегулируйте.
Стук в шкворне при движении
Нарушена регулировка подшипников шкворней — Проверьте и отрегулируйте.
Стук в ПВМ МТЗ-1221.2 Беларус при резком повороте колес
Люфты в пальцах рулевой тяги и гидроцилиндров поворота — Проверьте и отрегулируйте.
Подтекание смазки через манжету фланца главной передачи
Износ или повреждение манжеты фланца — Замените изношенные детали.
Подтекание смазки через сапуны колесных редукторов
Повышенный уровень масла — Проверьте и установите правильный уровень.
Подтекание смазки через манжету ведущей шестерни колесного редуктора
Увеличенный зазор в подшипниках шестерни — Проверьте и отрегулируйте.
Износ или повреждение манжеты — Замените манжету.
Угловые колебания колес
Осевой зазор в подшипниках шкворней колесного редуктора — Проверьте и отрегулируйте.
Увеличенный зазор в подшипниках передних колес — Проверьте и отрегулируйте зазор в подшипниках фланца.
Зазор в подшипниках гидроцилиндров ГОРУ — Замените изношенные детали.
Повышенный износ и расслоение шин передних колес
Нарушена регулировка сходимости колес — Отрегулируйте сходимость.
Несоответствие давления воздуха в шинах рекомендуемым нормам — Поддерживайте давление в шинах согласно рекомендациям.
Передний мост постоянно включен принудительно — Проверьте включение-выключение ПВМ. При обнаружении неисправностей устраните их.
Добавить комментарий