Регулятор холостого хода: замена и обслуживание
Регулятор холостого хода (сокращенно РХХ) является неотъемлемой частью любой инжекторной системы впрыска. На автомобилях ВАЗ они начали использоваться начиная с модели 2110. Сейчас эти автомобили не производятся, но существуют аналоги, например «Богдан». Кроме того, на наших дорогах еще немало моделей машин десятого семейства. И они ломаются, требуют ремонта и своевременного ухода. Особенного внимания заслуживает система управления впрыском топлива. И ее основа – это множество датчиков, установленных в наиболее важных узлах.
Принцип работы РХХ
Любой датчик – это измерительный прибор, который считывает данные о работе двигателя внутреннего сгорания, преобразует их в электрический сигнал и передает на блок управления для дальнейшей обработки. В случае с регулятором холостого хода все несколько иначе, так как он не только производит замеры, но и контролирует подачу воздуха в камеры сгорания и рампу. Поэтому те, кто упорно называют его датчиком, глубоко заблуждаются.
Это электронное устройство, которое состоит из шаговых электродвигателей. С его помощью производится контроль и регулировка подачи воздуха для обеспечения правильного смесеобразования. Он отвечает за бесперебойную работу двигателя. Но есть небольшой недостаток (актуально для автомобилей ВАЗ) – отсутствует самодиагностика прибора. И если случается нарушение нормального функционирования, то контрольная лампа, сигнализирующая о наличии поломки, не загорается. А двигатель может либо вовсе не заводиться, либо же работать с перебоями.
Основные элементы конструкции
Как можно увидеть из всего вышесказанного, регулятор холостого хода ВАЗ 2110 необходим для регулирования подачи воздуха. Провести аналогию можно с «подсосом» на карбюраторных автомобилях. Когда температура охлаждающей жидкости низкая, происходит следующее. После включения зажигания шток РХХ выдвигается на всю длину, в конце своего пути он упирается в калибровочное отверстие на дроссельном патрубке. Затем при помощи датчика происходит считывание шагов до первоначального положения.
Когда двигатель работает, шток, в зависимости от температуры и нагрузки, перемещается, открывая или закрывая подачу воздуха в топливную систему. За счет этого работа мотора стабилизируется, обороты холостого хода держатся на одном уровне, независимо от всех факторов. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 имеет небольшие габариты, в составе всего три компонента – шаговый двигатель, шток и пружина. На самом краю штока имеется конусообразная игла, которой и перекрывается подача воздуха.
Поломки РХХ
Неприятностей может принести такой несложный прибор достаточно много. Причем система самодиагностики не позволяет определить своевременно поломку, приходится только надеяться на то, что проявят себя основные симптомы. Заметьте, что продолжительная эксплуатация автомобиля с неисправным РХХ может закончиться аварией. Поэтому постарайтесь как можно скорее провести замену механизма.
Среди первых признаков поломки РХХ находится самопроизвольное изменение в большую или меньшую сторону оборотов на холостом ходу. Когда заводите холодный мотор, то обороты не повышаются (шток регулятора не перекрывает патрубок). В случае, когда нагрузка на генератор увеличивается, например при включении дальнего света фар, печки, обогрева заднего стекла, происходит заметное снижение частоты вращения коленчатого вала. Также признаком поломки является и то, что двигатель при включении нейтральной передачи попросту глохнет.
Проведение диагностики регулятора
Первым делом подготовьте автомобиль к проведению ремонта – установите на ручник, при необходимости под задние колеса можно подставить противооткатные упоры. Затем нужно отключить регулятор от системы управления. Найдите его соединительную колодку, разомкните цепь. Все, теперь нужно сделать самое главное – проверить, есть ли питание на этой колодке, нет ли обрыва провода. Для этого используете вольтметр, минус которого соединяете с массой, а плюсовой провод – с выводами А и D соединительной колодки. Практически аналогично проверяется и регулятор холостого хода «Рено».
На них должно быть напряжение при включенном зажигании. Если нет, то ищите неисправность в электропроводке. Если все нормально, то продолжайте диагностировать непосредственно регулятор холостого хода ВАЗ. Для этого необходимо провести замер сопротивления между двумя парами выводов – С и D, А и В. Для полностью работоспособного устройства оно должно быть около 53 Ом. Попробуйте снять регулятор, соединить его с колодкой и включить зажигание. Во время этого шток должен полностью выдвигаться. Выхода из ситуации два: полная замена регулятора или проведение чистки.
Как прочистить регулятор?
С точки зрения трудозатрат, чистка не займет много времени. Вам потребуется только баллончик специального раствора для чистки карбюраторов или дроссельных узлов инжектора. Перед проведением работ снимите РХХ и избавьтесь от крупных частиц пыли и грязи. Можно для этой цели использовать старую зубную щетку. Нанесите жидкость для чистки, избавьтесь от загрязнений. Тщательно протрите все элементы, если есть возможность, то продуйте сжатым воздухом, чтобы быстрее высох регулятор.
Замена РХХ на автомобилях ВАЗ
Но если такие манипуляции не помогают, придется покупать новый РХХ и устанавливать его вместо вышедшего из строя. Впрочем, у него и не очень большая цена, регулятор холостого хода можно купить за 500-600 рублей. Есть, конечно, и более дешевые модели, но они не отличаются хорошим качеством, срок их службы намного меньше. Замена не составит труда, сначала отключаете АКБ, затем отсоединяете штекерную колодку, извлекаете старый РХХ. В обратном порядке производите монтаж нового.
Добавить комментарий