Рулевое управление МТЗ-1221
ГОРУ МТЗ-1221 Беларус предназначено для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора.
ГОРУ состоит из насоса-дозатора (6) (рис. 47) двух гидравлических цилиндров (9, 13), осуществляющих поворот, насоса питания (16) с приводом от двигателя и гидравлической арматуры.
Масляной емкостью является автономный масляный бак гидрообъемного рулевого управления (2).
Рис. 47. Схема гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221
1 – шланг всасывающего маслопровода; 2 – масляный бак; 3 – шланг; 4 – колонка рулевая; 5 – кронштейн колонки; 6 – насос-дозатор; 7 – рукав высокого давления; 8 – маслопровод; 9, 13 — гидроцилиндры поворота; 10 – переходник; 11 – рукав высокого давления; 12 – тройник; 14 – передний ведущий мост; 15 – кронштейн; 16 – насос питания; 17 – маслопровод всасывающий; 18 – маслопроводы.
Устройство и работа ГОРУ
Насос-дозатор героторного типа (6) установлен на кронштейне рулевой колонки (5), гидроцилиндры поворота (9, 13) — на переднем ведущем мосту (14) спереди трактора, насос питания (16) — на двигателе.
Насос-дозатор соединен маслопроводами (8, 17, 18) и шлангами (1, 7, 11) с гидроцилиндрами поворота, насосом питания и масляным баком (16).
При прямолинейном движении полости цилиндров заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу-дозатору, возвращается в масляный бак ГОРУ.
При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается относительно гильзы (5), обеспечивая подачу масла в гидроцилиндры поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.
Насос-дозатор
Насос-дозатор (рис. 48) включает в себя качающий узел (I), распределитель (II), обратный клапан (9), два противоударных клапана (7), предохранительный клапан (6) и два противовакуумных клапана (8).
Героторный качающийся узел состоит из закрепленного на корпусе статора (1) и вращающегося ротора (2), связанного с золотником (3) через приводной вал (4).
Распределитель состоит из корпуса (10), гильзы (5) и золотника (3), соединенного шлицами с хвостовиком привода вала рулевой колонки.
Предохранительный клапан (6) ограничивает максимальное давление в нагнетательной магистрали в пределах 14-15 МПа (140-150 кгс/см2).
Рис. 48. Насос-дозатор МТЗ-1221 Беларус в разобранном виде
1 — статор; 2 — ротор; 3 — золотник; 4 — приводной вал; 5 — гильза; 6 — клапан предохранительный; 7 — клапан противоударный (2 шт.); 8 — клапан противовакуумный (2 шт.); 9 — клапан обратный; 10 — корпус; I — качающий узел; II — распределитель.
Противоударные клапаны (7) ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов — 20-21 МПа (200-210 кгс/см2).
Противовакуумные клапаны (8) позволяют обеспечить необходимую подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противоударных клапанов.
Гидроцилиндры рулевого управления
Два поршневых гидроцилиндра (9, 13) (рис. 47) обеспечивают поворот направляющих колес трактора МТЗ-1221 Беларус и установлены спереди ПВМ (14).
Штоки гидроцилиндров через конические пальцы соединены с корпусами редукторов передних колес, а корпуса гидроцилиндров соединены с кронштейнами (15) на корпусе ПВМ, имеющими ряд отверстий для перестановки корпуса гидроцилиндра при изменении колеи передних колес.
В проушинах корпуса цилиндров и в головках штоков установлены сферические шарниры, требующие периодической смазки через предусмотренные пресс-масленки.
ГОРУ реверсивного трактора МТЗ-1221.В-2 Беларус
Гидрообъемное рулевое управление реверсивного трактора является модификацией ГОРУ трактора МТЗ-1221 и включает в себя все его составные части:
- Два гидроцилиндра руля, установленные на ПВМ трактора;
— Насос-дозатор, установленный в рулевой колонке;
— Насос питания (14…16 см3/об), установленный на двигателе.
Кроме того, для управления поворотом на «реверсе» на задней стенке кабины установлена дополнительная рулевая колонка с насосом-дозатором.
Предусмотрен также и кран переключения «передний ход – реверс», установленный на отражающем экране воздухоочистителя слева по ходу трактора. К крану присоединены маслопроводы от насоса питания и нагнетательные маслопроводы от насосов-дозаторов переднего хода и реверса.
Схема ГОРУ выполнена таким образом, что при переходе от работы на переднем ходу к работе на «реверсе» и наоборот, необходимо переключить рычаг крана «передний ход – реверс» в требуемое положение.
Для перестановки рулевого колеса нужно отвинтить маховичек механизма фиксации рулевого колеса, переставить рулевое колесо в рулевую колонку (переднего хода или реверса) и зафиксировать его на удобной для работы высоте.
Рекомендации по пользованию — До запуска двигателя необходимо убедиться в установке рычага крана реверса в положение, соответствующее выбраному направлению движения трактора.
Переключение крана реверса должно производится только при неработающем двигателе во избежании поломки насоса питания или разрыва нагнетательного маслопровода рулевого управления.
Уровень масла в баке ГОРУ
Проверьте уровень масла в баке гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221 Беларус, выполнив следующие операции:
- Снимите пробку заливной горловины;
- Извлеките из заливной горловины сетчатый фильтр;
- Проверьте уровень масла по сетчатому фильтру, который должен быть между донышком фильтра (нижний предел) и серединой фильтра (верхний предел).
- Если необходимо, долейте масло до середины фильтра.
Проверка люфта в шарнирах рулевой тяги
При работающем двигателе поверните рулевое колесо в обе стороны для проверки свободного хода и люфтов в шарнирах рулевой тяги.
При наличии люфтов в шарнирах рулевой тяги МТЗ-1221 Беларус выполните следующие операции:
- Снимите контровочную проволоку.
— Заверните резьбовую пробку так, чтобы устранить зазор в шарнирном соединении.
— Законтрите пробку проволокой.
Если подтяжкой резьбовых пробок люфт в шарнирах не устраняется, разберите шарнир и замените изношенные детали.
Смазка шарниров гидроцилиндра рулевого управления
С помощью шприца смажьте шарниры через масленки (4 точки смазки) смазкой «Литол-24» или заменителями (Бэхем LCP-GM).
Замена масляного фильтра бака ГОРУ
Замените масляный фильтр гидрообъемного рулевого управления МТЗ-1221.2 Беларус, выполнив следующие операции:
- Отвинтите четыре болта (М6х16) и снимите фильтр в сборе;
- Отвинтите два болта (М6х25) и отсоедините крышку фильтра от стакана;
- Снимите фильтрующий элемент, пружину, предохранительный клапан в сборе и уплотнительные кольца;
- Промойте стакан в моющей жидкости;
- Установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр, выполнив операции в последовательности обратной разборке;
- Установите фильтр в сборе в бак ГОРУ, убедившись в правильной установке уплотнения и уплотнения между стаканом и баком. Затяните болты.
Регулировка сходимости передних колес
После установки требуемой ширины колеи передних колес проверьте и, если необходимо, отрегулируйте сходимость посредством изменения длины рулевой тяги (2).
Установите требуемое давление в шинах.
На ровной площадке проедьте на тракторе прямолинейно несколько метров, остановите трактор и включите стояночный тормоза.
Замерьте расстояние «В» сзади трактора МТЗ-1221.2 Беларус между двумя противоположными точками на закраине обода на высоте горизонтальных осей колес.
Выключите стояночный тормоз, и переместите трактор вперед так, чтобы колеса повернулись примерно на 180° и замерьте расстояние «А» спереди ПВМ между теми же точками замера, что и при измерении расстояния «В». Сходимость установлена правильно, если размер «А» на (0-8) мм меньше размера «В».
Если величина сходимости выходит за указанные пределы, произведите регулировку, выполнив следующие операции:
Ослабьте затяжку контргаек (1) и (3) трубы (2) рулевой тяги.
Вращая трубу в том или ином направлении, установите требуемую величину сходимости.
Затяните контргайки (1) и (3) моментом 100-140 Нм.
Неисправности рулевого управления МТЗ-1221 Беларус
Повышенное усилие на рулевом колесе
Отсутствует или недостаточное давление в гидросистеме руля (Давление в гидросистеме руля должно быть 140-155 кгс/см2 (в упоре)).
Недостаточный уровень масла в баке — Заполните бак маслом до требуемого насос питания не развивает требуемого уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Предохранительный клапан насоса-дозатора завис в открытом положении или настроен на низкое давление — Промойте предохранительный клапан и отрегулируйте на давление 140-155 кгс/см2 при работе двигателя на номинальных оборотах.
Значительное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки — Проверьте и устраните причины, препятствующие свободному перемещению в механических элементах рулевой колонки.
Подсос воздуха во всасывающей магистрали системы — Проверьте всасывающую магистраль, устраните негерметичность. Прокачайте систему для удаления воздуха.
Рулевое колесо вращается без поворота управляемых колес
Недостаточный уровень масла в маслобаке — Заполните бак до требуемого уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.
Изношены уплотнения поршня гидроцилиндра — Замените уплотнения или гидроцилиндр.
Рулевое колесо не возвращается в «нейтраль», «моторение» насоса-дозатора
Повышенное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки — Устраните причины трения и подклинивания.
Шлицевой хвостовик рулевой колонки и насос-дозатор установлены несоосно (распор карданного вала) или с недостаточным зазором — Освободите кардан. Для увеличения зазора установите дополнительные шайбы толщиной не более 1,5 мм между насосом-дозатором и кронштейном рулевой колонки.
Увеличенный люфт рулевого колеса МТЗ-1221 Беларус
Не затянуты конусные пальцы гидроцилиндров или рулевой тяги — Затяните гайки пальцев моментом 12-14 кг/см и зашплинтуйте.
Повышеный люфт шлицевого соединения «кардан рулевого вала — насос-дозатор» — Замените нижнюю вилку кардана.
Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора вправо-влево
Не отрегулировано схождение колес — Отрегулируйте сходимость колес.
Неполный угол поворота направляющих колес
Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления — Отрегулируйте давление в пределах 140-155 кгс/см2.
Неисправен насос питания — Отремонтируйте или замените насос.
Добавить комментарий