Сцепление МТЗ-1221 Беларус
Сцепление трактора Беларус 1221 (рис. 10) — фрикционное, сухое, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа.
Рис. 10. Сцепление МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 — диск ведомый.
Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.
К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).
Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24).
Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления.
Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).
Управление сцеплением МТЗ-1221.2 Беларус
Выключение сцепления производится педалью сцепления (1) (рис. 11) через рычажную передачу (1),(8),(5), отводку (18) (рис. 10) и выжимной подшипник (17). Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 11) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 10).
Пружина сервоустройства (10) облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении сцепления.
Рис. 11. Управление сцеплением
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства.
Управление сцеплением МТЗ Беларус 1221-В.2
Прямой ход
Включение сцепления производится педалью (1), рис. 12, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления.
Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу педали. При отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8).
Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12).
Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое (см. рис. 11).
Рис. 12. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221 Беларус
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 – гидроусилитель; 7 – кронштейн; 9 – тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 — оттяжная
пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачек; 24 – клапан перепускной.
Реверс
Для управления сцеплением применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой.
Выключение сцепления производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра.
Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) перемещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепления как описано выше для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.
Корпус сцепления — В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидросистемы КПП.
Регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ-1221.2 Беларус
Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 40-50 мм. Слишком большой ход педали не позволит полностью выключать сцепление и затруднит переключение передач.
Слишком малый ход педали вызовет проскальзывание дисков муфты, быстрый износ дисков и перегрев деталей сцепления.
Чтобы отрегулировать свободный ход педали сцепления:
- Расшплинтуйте и выньте палец (2), отсоединив тягу (5) от рычага (1).
- Ослабьте контргайку (4).
- Вывинтите болт (8) так, чтобы стержень педали (6) переместился вверх до упора в пол кабины.
- Поверните рычаг (1) в направлении против часовой стрелки до упора, то есть когда выжимной подшипник касается выжимных рычагов.
- Вывинчивая вилку (3), совместите отверстия в вилке и рычаге (1) и затем ввинтите вилку в тягу (5) на 5…5,5 оборотов (то есть укоротите тягу).
- Соберите рычажную передачу педали сцепления в обратной последовательности.
- Убедитесь в том, что педаль сцепления надежно возвращается до упора в полик на участке свободного хода педали. В противном случае, отрегулируйте усилие пружины сервоустройства (7) с помощью болта (8) или измените положение кронштейна (9), повернув его относительно оси болта крепления.
Регулировка свободного хода педали сцепления на реверсе Беларус-1221 В-2
- Расшплинтуйте и снимите палец (2);
- сдвиньте чехол (11) и ослабьте контрогайку (10);
- вращением вилки (9) толкателя (6) главного цилиндра (8) установите свободный ход педали (1) по подушке в пределах 4,5…9,5 мм от крайнего верхнего положения (упора) до касания толкателя (6) поршня (7). Это соответствует зазору между сферической головкой толкателя и углублением в поршне в пределах 1…2 мм;
- вытяните контрогайку, установите и зашплинтуйте палец;
- проверьте уровень тормозной жидкости в полости главного цилиндра, который должен быть на 10…15 мм ниже верхнего торца корпуса главного цилиндра. Если необходимо, долейте до уровня;
- прокачайте систему гидростатического привода, выполнив следующие операции:
- снимите защитный колпачек (23) (рис. Д-11а) клапана (24) и наденьте на головку клапана трубку, опустив свободный конец трубки в сосуд с тормозной жидкостью «Нева-М»;
- нажмите несколько раз на педаль (1), и удерживая ее нажатой, отвинтите клапан на 1/4 оборота, выпуская пузыри воздуха в сосуд;
- затяните клапан и отпустите педаль. Повторите операции до полного удаления воздуха;
- снимите трубку, наденьте колпачек, долейте тормозную жидкость. Наденьте чехол.
Смазка подшипника отводки сцепления МТЗ-1221-2 Беларус
- Снимите пробку с левой стороны корпуса сцепления.
- С помощью шприца произведите 4-6 нагнетаний смазки «Литол-24» через масленку, ввинченную в корпус отводки для смазки выжимного подшипника.
Не нагнетайте избыточного количества смазки, поскольку излишняя смазка будет накапливаться внутри корпуса сцепления и может попасть на поверхности сухого трения.
Неисправности сцепления и их устранения
Муфта сцепления не передает полного момента («буксует»)
Отсутствует зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами — «муфта полувыключена» (недостаточный свободный ход педали сцепления) — Отрегулировать зазор.
Неполное включение муфты сцепления (рычаг сцепления не возвращается в исходное положение) при отпускании педали сцепления из-за нарушения работы управления сцеплением — Выявить и устранить причину.
Изношены накладки ведомых дисков МТЗ-1221 Беларус — Заменить накладки или ведомые диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков из-за попадания масла в сухой отсек — Выявить и устранить причину попадания масла в сухой отсек.
Недостаточное усилие нажимных пружин (усадка пружин при длительном буксовании и перегреве муфты) — Заменить нажимные пружины.
Муфта сцепления выключается не полностью («ведет»)
Увеличен зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами (большой свободный ход педали сцепления) — Отрегулировать зазор.
Недостаточный полный ход рычага сцепления при полном выжиме педали сцепления — Обеспечить полный ход рычага сцепления и соответственно ход поршня гидроусилителя при полном выжиме педали сцепления.
Отжимные рычаги неравномерно прилегают к выжимному подшипнику — Отрегулировать положение отжимных рычагов.
Повышенное коробление ведомых дисков — Проверить торцевое биение накладок ведомого диска относительно наружного диаметра шлиц ступицы – должно быть не более 0.8 мм на радиусе 165 мм. Если невозможно выправить, диски заменить.
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала трансмиссии — Зачистить шлицы, обеспечив свободное перемещение дисков на валу трансмиссии.
Разрушен подшипник опоры вала трансмиссии в маховике — Заменить подшипник.
Рычаг сцепления не возвращается в исходное положение при отпускании педали сцепления
Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе — Отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя — Провести регулировку.
Заклинивает поршень главного цилиндра на реверсе (не возвращается в исходное положение) из-за разбухания манжеты и уплотнительного кольца, что приводит к перекрытию компенсационных отверстий
Заклинивает поршень рабочего цилиндра из-за разбухания манжеты — Применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного топлива. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Тугое перемещение поршня гидроусилителя — Заменить гидроусилитель.
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на реверсе — Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на реверсе и удалить воздух из системы.
Потеря упругости оттяжной пружины — Заменить пружину.
Не обеспечивается полный ход рычага сцепления при выжиме педали сцепления
Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе — Отрегулировать.
Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя — Отрегулировать.
Наличие воздуха в гидравлической системе управления сцеплением МТЗ-1221-2 Беларус на реверсе — Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.
Недостаточный уровень тормозной жидкости в бачке гидравлической системы на реверсе — Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра на реверсе.
Нарушение герметичности рабочих полостей главного и рабочего цилиндров из-за повреждения, износа манжет или уплотнительного кольца — Заменить манжеты или уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах, если они изношены. Проверить нет ли на зеркале главного и рабочего цилиндров заусенцев, неровностей или раковин.
Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему — Подтянуть соединения, заменить поврежденные детали.
Засорение отверстия в поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через уплотнения. — Прочистить отверстие.
Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения — Заменить трубопроводы.
Утечка масла через уплотнительные кольца гидроусилителя — Заменить уплотнительные кольца в гидроусилителе.
Нет усилия на педали сцепления на реверсе — Наличие воздуха в гидросистеме. Изношены манжеты и кольцо в главном и рабочем цилиндрах. Заменить манжеты и уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах.
Рукав гибкий увеличивается в объеме, раздувается, удлиняется — Заменить рукав гибкий.
Добавить комментарий