Трактор Т-150: описание, технические характеристики
Трактор Т-150 является детищем Харьковского Тракторного завода (отсюда происходит часто стоящая перед названием трактора аббревиатура ХТЗ). Т-150 универсален и относится к категории скоростных. Выпускаться начал с середины семидесятых годов прошлого века. Его предназначение это работы в сельскохозяйственной, дорожно-строительной, транспортной и других отраслях.
Культивация, в том числе сплошная, лущение, пахота, посевные и уборочные работы это всего лишь краткий перечень, того где этот трактор может быть использован в сельском хозяйстве. Он также может быть широко востребован как на магистральных дорогах так и в условиях сложного бездорожья в работах, использующих прицепы и полуприцепы, грузоподъёмность которых превышает 10 и вплоть до 20 тонн.
Существует две модификации Т-150 и Т-150K разница между ними в том, что первый на гусеничной тяге, а второй на колёсной. Хотя первым была разработана и выпущена модель гусеничного варианта, большую распространённость и популярность получила именно колёсная.
Для этого трактора был разработан и установлен турбонадувной двигатель на дизельном топливе имеющий в своей силовой части V-образную конфигурацию (6 цилиндров) и охлаждение жидкостью. Мощность двигателя до 150 л.с. Очень эффективная трёхступенчатая воздушная очистка состоящая из сухой и влажной (масляной) фильтрации (тонкая очистка).
Пусковой двигатель на бензине с электростартером осуществляет запуск основного двигателя. Торможение осуществляется колодками на пневматическом приводе. Эта же система пневматики используется для контроля муфты торможения и сцепления прицепов.
Остов трактора представляет собой две части, которые соединяются двумя шарнирами, горизонтальным и вертикальным.
Передний мост, его подвеска является рессорной. Присутствует гидроусиление механизма рулевого управления. Трактор имеет следующее оборудование: кабина цельнометаллическая на два места с вентиляционной и отопительной системой, зеркала заднего вида и очистители стёкол, навесная и гидравлическая системы, скоба прицепная, крюк гидрофицированный, уменьшитель хода. Трансмиссия Т-150 механическая с поджимаемыми гидроприводом муфтами, которые переключают передачи. Это даёт возможность переключения передач под нагрузкой или на ходу, то есть без разрыва мощностного потока. Существующие режимы, например задний ход или медленный, могут переключатся только при полной остановке трактора. Особенностью Т-150 на гусеничной тяге является наличие двухпоточности трансмиссии, что позволяет сделать выборочную установку передачи для каждой гусеницы отдельно. Управление и повороты гусеничной модели производится при помощи руля, где в зависимости от угла поворота, снижается величина давления масла в одной из муфт трансмиссии, она начинает пропускать проскальзывая и соответствующая гусеница снижает свою скорость продвижения.
Рекомендуемая целевая природно-климатическая зона применения Т-150 это степи и лесостепи.
Как многие модели техники времён холодной войны этот трактор имеет модификацию Т-154, предназначенную для использования в армии в качестве буксира артиллерийский орудий, а также при инженерно-строительных работах. Скорость движения у этой модификации увеличена, задняя полурама более длинная, на ней находится кузов грузового назначения. Также существует модификация Т-156, она используется как погрузчик, а также модификация ЛТ-157 трактор трелевочный.
Технические характеристики трактора Т-150К:
Длина | 6 метров |
Ширина | 2,4 метра |
Высота | 3,2 метра |
Ширина колеи | 1,7 метра |
Масса | 8 тонн |
Двигателя | СМД-62 |
Мощность | 150 л.с. |
Максимальная скорость движения | 31 км/ч |
Трактор Т-150 является представителем семейства отечественных энергонасыщенных машин, разработанных еще в СССР. Т-150, как и его немного видоизмененная модификация трактор Т-150К, является легендой советского машиностроения и занимает почетное место среди других подобных агрегатов.
Трактор Т-150: история
Харьковский тракторный завод начал свою деятельность в 1930 году. Производство работает и сегодня. Но особенный интерес представляют советские машины. Одно из таких машин стал трактор Т-150. 25 ноября 1983 года с конвейера ХТЗ сошла гусеничная модификация уже ставшего знаменитым трактора Т-150К. В отличие от колесного собрата, трактора Т-150 ХТЗ стали более проходимыми и приспособленными к тяжелым условиям.
Гусеничный трактор Т-150 отличался от колесного только устройством ходовой системы и механизмом переключения передач. Разработка новой техники была обусловлена потребностями сельского хозяйства. Агрономы нуждались в тракторе с повышенной производительностью, проходимостью и меньшим давлением на грунт. Выбор Т-150К в качестве базы для гусеничной модификации был вполне закономерным, поскольку техника пользовалась большой популярностью у современников.
Трактор Т-150: технические характеристики
Трактор Т-150 — переднемоторный. Двигатель соединен с двухпоточной коробкой передач и муфтой сцепления. Особенности конструкции трактора позволяют выбирать два способа поворота:
- силовой — с помощью уменьшения давления масла в гидроподвижной муфте отстающего борта;
- кинематический — включение гидроподвижных муфт правого и левого бортов.
Включив тормоз соответствующего борта после отключения гидроподвижной муфты можно уменьшить радиус поворота до минимума. К задней части машины жестко присоединена коробка передач, на которую устанавливается кабина с топливным баком на 315 литров.
Двигатель
На тракторе Т-150 используется дизельный СМД-60, специально разработанный для этой машины. Шестицилиндровый V-образный мотор с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения выдает максимальную мощность 150 л.с. Система пуска основана на применении бензинового пускового двигателя, пуск которого, в свою очередь, осуществляется с помощью электростартера. Была также предусмотрена система предпускового нагрева.
Сегодня выпуск СМД-60 прекращен. Вместо него на тракторе Т-150 используется обновленный ЯМЗ-236ДЗ. Это безнаддувный 6-цилиндровый V-образный агрегат с мощностью 175 л.с. и электростартерным запуском. Мотор создает максимальный крутящий момент 716 Нм. Рабочий объем двигателя составляет 11 л. Частота вращения коленвала — 2100 об/мин. Удельный расход топлива — 220 г/кВт*ч.
Трансмиссия
Двухпоточная коробка передач гусеничного трактора Т-150 оснащена возможностью передачи усилия на каждую гусеницу. Трансмиссия работает в нескольких диапазонах:
- рабочем;
- транспортном;
- замедленном;
- заднего хода.
В каждом диапазоне четыре передачи. Переключение производится гидроподвижными муфтами без прерывания потока мощности. Переключить диапазон можно во время остановки трактора. Привод вала отбора мощности также осуществляется от коробки передач. Главная передача работает на планетарных редукторах.
Максимальная скорость передвижения в транспортном режиме достигает 15,3 км/ч. Задним ходом трактор перемещается со скоростью 5-74-7,93 км/ч. В режиме бульдозера толкающее усилие машины достигает 5000 кг.
Ходовая система
Гусеничный трактор Т-150 ХТЗ перемещается на двух гусеничных цепях. Каждая цепь устанавливается на две подрессорные балансирные каретки и два опорных ролика. Уменьшение толчков от наезда на препятствия осуществляется с помощью встроенных в ходовой механизм амортизаторов и пружин.
Шасси Т-150 расположено на несущей раме из двух продольных швеллерных лонжеронов, соединенных поперечными стальными брусьями. Гусеничная машина имеет рулевое управление поворотами. На каждую гусеницу возможно включение отдельной передачи. Эта особенность обеспечивает разворот машины практически на месте.
Кабина
На современных тракторах Т-150 на гусеничном ходу устанавливаются комфортные кабины на жестком каркасном основании. Кабина полностью герметизирована и защищена от воздействия внешней среды. Круговое остекление улучшает обзорность. На фронтальной части расположен солнцезащитный козырек. Стекла оборудованы стеклоочистителями и обдувом всех стекол при запотевании.
В кабине устанавливается отопитель для работы в холодное время года. Имеется шумо- и виброизоляция. Предусмотрена система вентиляции. Кабина двухместная. Сидения водителя и пассажира мягкие. Водительское подрессорено, регулируется по высоте. Есть освещение, крючки для одежды, термос с водой, место для аптечки. Хотя по комфорту кабина Т-150 не является эталоном, но обеспечивает вполне достойные рабочие условия для водителя трактора.
Габаритные размеры
Эксплуатационная масса трактора составляет 8150 кг. Геометрические параметры:
- длина — 5000 мм (без навесного устройства, с прицепом);
- ширина — 1880 мм;
- высота — 2680 мм;
- база — 1800 мм;
- колея — 1435 мм;
- дорожный просвет — минимум 300 мм.
Трактор Т-150К: технические характеристики
Трактор Т-150К унифицирован с Т-150. Имеется несколько значительных отличий в устройстве хода и трансмиссии. КПП трактора Т-150К передает крутящее усилие на привод через раздаточную коробку. Трансмиссия дополнительно оборудована собственным валом отбора мощности, передающим усилие на рабочие орудия и механизмы.
Колесная формула Т-150К — 4х4. Все покрышки одинакового размера. Широкая резина позволяет уменьшать давление на грунт. Колесный трактор Т-150К имеет раму из двух частей, соединенных шарнирами. Конструкция трактора обеспечивает возможность поворота в горизонтальной плоскости.
На передней полураме располагается двигатель, заправочный бак, коробка передач и кабина. На второй части рамы закрепляется навесная система для закрепления орудий. Оба моста трактора являются ведущими. При необходимости зданий можно отключить.
Грузоподъемность навесной системы трактора Т-150 составляет 3500 кгс. Навесное устройство заднее двухточечное или трехточечное. Вал отбора мощности — зданий независимый двухскоростной с частотой вращения 540 и 1000 об/мин.
Трактор Т-150: особенности и отличия
Гусеничный Т-150 ХТЗ стал продолжением линейки аналогичных тракторов, заменив модель Т-74. В отличие от предшественника Т-150 получил:
- вдвое большую мощность силового агрегата;
- в полтора раза увеличенную эксплуатационную массу;
- смещенный относительно середины опорной поверхности вперед центр тяжести.
Последняя особенность позволила выравнивать давление по всей длине гусениц при условии приложения силы тяги. Смещение достигнуто, благодаря отделению КПП от заднего моста и ее переносу вперед, ближе к мотору.
Другие особенности Т-150:
- устройство коробки передач гарантирует переключение внутри диапазона без разрыва потока мощности. Сохранение мощности стало возможным благодаря попеременному включению/выключению гидроподвижных муфт предыдущей и последующей передачи. В доли секунды обе муфты остаются включенными, чем и обеспечен постоянный поток;
- при выборе кинематического способа поворота обе гусеницы машины остаются ведущими. Таким образом, вся масса трактора используется для разворота и создания силы тяги;
- при выборе силового способа поворота управление трактором осуществятся с помощью рулевого колеса.
Основные преимущества Т-150 перед Т-74:
- увеличенная производительность машины, достигнутая за счет повышенной скорости работы с большей силой тяги;
- снижение давления на грунт и, как следствие, возможность использования на черноземах, вспаханных полях и т.д.;
- снижение нагрузки на узлы трансмиссии, повышение их долговечности, уменьшение габаритов и увеличение дорожного просвета за счет использования двух потоков передачи мощности;
- более комфортные условия труда для водителя.
Трактор Т-150 ХТЗ против Т-150К
Конструктивные особенности машины позволили выделить ключевые достоинства гусеничной версии Т-150:
- снижение удельного давления на грунт, уменьшение вредного воздействия на почвы в два раза;
- уменьшение буксования в три раза;
- существенное увеличение производительности трактора;
- уменьшение расхода топлива на 10 %;
- повышение безопасности труда;
- увеличенное на 20-30 % тяговое усилие.
Недостатки в сравнении с колесной модификацией тоже имеются:
- запрет эксплуатации на дорогах общего назначения с твердым асфальтобетонным покрытием;
- усложненная система агрегатирования с различными орудиями, трудности сцепки с тяжелыми устройствами из-за маленькой базы трактора;
- низкая скорость передвижения в транспортном и рабочем диапазонах;
- повышенный из-за особенностей конструкции износ гусеничной цепи.
Трактор Т-150 нельзя назвать современной машиной. Сегодня он занимает далеко не лидирующую позицию среди своих «коллег» по техническим показателям, безопасности и комфорту. Однако машина все еще сохраняет популярность у российского потребителя, а техника, выпущенная в Советском Союзе, продолжает работать, спустя тридцать лет. Пожалуй, это можно назвать показателем эффективности и надежность отечественного тяжелого машиностроения.
Добавить комментарий