Задний мост трактора МТЗ-1221
Задний мост МТЗ-1221 Беларус (рис.16) состоит из главной передачи, дифференциала с гидроуправляемой фрикционной муфтой блокировки, бортовых передач, расположенных в корпусе заднего моста, и конечных передач, расположенных в рукавах полуосей.
Рис.16. Задний мост Беларус 1221
1, 4, 9, 27 — стаканы подшипников; 2 — шестерня ведомая бортовой передачи; 3 — рукав левый; 5 — втулки ведомых шестерен бортовых передач; 6 — торсион; 7 — сателлит; 8 — ВОМ; 10 — вал левый ведущей бортовой шестерни; 11 — муфта блокировки дифференциала; 12 — кожух блокировки
дифференциала; 13 — шестерня ведущая бортовой передачи; 14 — опорная шайба полуосевой шестерни; 15 — шестерня полуосевая; 16 — крышка дифференциала; 17 — сателлит; 18 — крестовина дифференциала; 19—шайба сферическая; 20 — шестерня ведущая главной передачи; 21 — шестерня
ведомая; 22 — корпус дифференциала; 23 — подшипник; 24 — кольцо упорное; 25 — шестерня ведущая бортовой передачи; 26 — вал правой ведущей шестерни; 28 — тормоз рабочий; 29 — кожух рабочего тормоза; 30 — стояночный тормоз; 31 — кожух; 32 — болт; 33 — шестерня ведомая бортовой передачи; 34, 44 — прокладки регулировочные; 35 — корона; 36 — ступица короны; 37 — водило; 38 — шестерня солнечная; 39, 40 — подшипники; 41 — полуось; 42 — рукав правый; 43 — болт; 45 — шайба упорная; 46 — пластина стопорная; 47 — шайба; 48 — ролики; 49 — ось сателлитов.
Главная передача
Главная передача — коническая с круговым зубом — состоит из ведущей конической шестерни (20), выполненной за одно целое с вторичным валом КПП и ведомой шестерни (21), закрепленной болтами на корпусе дифференциала (22).
Дифференциал
Дифференциал — блокируемый, конический, закрытый — состоит из корпуса (22) и крышки (16), соединенных болтами (32), крестовины (18), четырех сателлитов (17) со сферическими шайбами (19) и двух полуосевых шестерен (15) с опорными шайбами (14).
Корпус дифференциала в сборе установлен в корпусе заднего моста МТЗ-1221.2 Беларус на двух роликоподшипниках (23).
Для блокировки дифференциала предусмотрена гидроуправляемая фрикционная многодисковая муфта (1) (рис.17), которая блокирует крестовину и сателлиты с левой полуосевой шестерней дифференциала.
Бортовые передачи
Бортовые передачи состоят из двух пар прямозубых цилиндрических шестерен (13, 2) и (25, 33) (рис.16).
Ведущие шестерни (13, 25) бортовых передач расположены на шлицах валов (10, 26), установленных в стаканах на шарикоподшипниках. Осевая фиксация дифференциала обеспечивается подшипниками (23).
Валы (10) и (26) через шлицевые соединения связывают полуосевые шестерни (15) дифференциала с ведущими шестернями бортовых передач и дисками тормозов.
Ведомые шестерни (2, 33) установлены на шлицевых втулках (5), смонтированных на шарикоподшипниках.
Между фланцами стаканов (9, 27) и корпусом заднего моста установлены регулировочные прокладки (34) толщиной 0,2 мм и 0,5 мм, для регулировки осевого зазора в конических роликоподшипниках (23) и бокового зазора в зацеплении шестерен (20) и (21) главной передачи.
Конические подшипники должны быть отрегулированы таким образом, чтобы крутящий момент, необходимый для проворота дифференциала составлял от 5 до 8 Нм. Боковой зазор в главной передаче должен быть в пределах 0,20-0,55 мм.
Конечные передачи
Конечные передачи состоят из двух цилиндрических прямозубых планетарных механизмов, расположенных в рукавах (3, 42), торсионов (6) со шлицами, соединяющими ведомые шестерни (2, 33) бортовых передач через шлицевые втулки (5) с планетарными механизмами.
Планетарный механизм состоит из неподвижной коронной шестерни (35), установленной на ступице (36), прикрепленной болтами к рукаву (42); водила (37); солнечной шестерни (38), сидящей на шлицах торсиона (6); четырех сателлитов (7), установленных на осях (49) на роликах (48).
Регулировка подшипников (39, 40) полуосей осуществляется подбором пакета прокладок (44) толщиной 0,2 мм и 0,5 мм.
Муфта блокировки дифференциала и трехдисковый рабочий тормоз
Многодисковая гидроуправляемая муфта блокировки дифференциала (1) (рис.17) расположена в кожухе (8), который через кожух левого трехдискового тормоза и стакан подшипников прикреплен болтами к корпусу заднего моста МТЗ-1221-2 Беларус.
В кожухе (17) трехдискового сухого рабочего тормоза смонтированы тормозные диски (16), нажимные диски (13), промежуточный диск (11), шарики (15) и стяжные пружины (не показаны).
Рис.17. Муфта блокировки дифференциала
1 — муфта блокировки; 2 — переходник; 3 — крышка диафрагмы; 4 — нажимной диск; 5 — диафрагма; 6 — отжимной диск; 7 — промежуточный диск; 8 — кожух; 9 — корпус муфты; 10 — диски блокировки; 11 — диск промежуточный тормоза; 12 — шарик; 13 — диск нажимной; 14 – крестовина дифференциала; 15 – вал блокировочный; 16 – диск тормозной; 17 – кожух левого рабочего тормоза.
Муфта состоит из вала блокировки (15), соединенного посредством шлицев с крестовиной дифференциала (14), корпуса (9), нажимного диска (4), отжимного диска (6), диафрагмы (5), крышки (3), переходника (2) и дисков (10), установленных на шлицах левой ведущей шестерни конечной передачи.
При подводе масла от гидросистемы управления АБД под давлением в рабочую полость «А» диафрагма (5) с нажимным диском (4) перемещаются и прижимают диски (10) к опорным поверхностям корпуса (9), промежуточного диска (7) и отжимного диска (6), блокируя дифференциал (крестовину дифференциала с левой полуосевой шестерней).
При повороте передних колес на определенный угол от прямолинейного движения полость «А» сообщается со сливом и дифференциал разблокируется.
Автоматическая блокировка дифференциала (АБД)
Автоматическая блокировка дифференциала МТЗ-1221.2 Беларус предназначена для повышения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора и состоит из двухдисковой гидроуправляемой муфты блокировки (рис. 17) и электрогидравлической системы управления, обеспечивающей два режима работы: «автоматический» и «принудительный» (рис. 18).
Рис.18. Система управления блокировкой дифференциала (БД) заднего моста и приводом ПВМ
1 — пульт управления; 2 — датчик угла поворота направляющих колес; 3, 10 — электрогидрораспределители управления БД и приводом ПВМ, соответственно; 4 — колодки; 5 — соединительный кабель; 6 — клавиша управления БД; 7, 12 — сигнализаторы; 8 — петля; 9 — датчик автоматического управления приводом ПВМ; 11 — клавиша управления приводом ПВМ.
Электрогидравлическая система управления блокировкой дифференциала заднего моста МТЗ-1221-2 Беларус (рис.18) состоит из пульта (1), датчика (2) угла поворота направляющих колес, установленного в нижней части левого рукава (в зоне левого редуктора) ПВМ, электро-гидрораспределителя (3) управления БД, установленного на правой крышке КПП и связанного маслопроводом с муфтой БД, соединительных кабелей (5) с колодками (4).
Система запитана от бортовой электросети через предохранитель, установленный в блоке предохранителей щитка приборов. Электрическое питание в систему подается после запуска двигателя.
На лицевой панели пульта (1), расположенного над правым боковым пультом управления трактором, установлены клавиша (6) управления БД и сигнализатор (7) включения БД.
Пользование клавишей управления БД заднего моста
При выполнении работ со значительным относительным буксованием задних колес нажмите на верхнюю часть клавиши (6) (фиксированное положение), включив автоматический режим блокировки дифференциала.
При этом запитывается электромагнит электрогидрораспределителя (3) управления блокировкой дифференциала, золотник электрогидрораспределителя переместится, разобщит муфту блокировки со сливом и соединит с каналом нагнетания.
Муфта блокировки включается и блокирует дифференциал и задние колеса.
Разблокирование дифференциала будет происходить автоматически при повороте направляющих колес на определенный угол.
При необходимости кратковременной блокировки задних колес, в том числе и при повороте, нажмите на нижнюю часть клавиши (6) и удерживайте ее в таком положении. При отпускании клавиша (6) возвращается в среднее фиксированное положение и блокировка дифференциала отключается.
Техническое обслуживание заднего моста МТЗ-1221 Беларус
Проверка и подтяжка крепежа ступиц и гаек колес
Проверьте моменты затяжки и, если необходимо, подтяните:
- болты ступиц задних колес моментом 360-500 Нм;
- гайки крепления задних колес к ступицам — 300-350 Нм;
- гайки крепления передних колес к фланцам — 200-250 Нм;
- гайки крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев — 180-240 Нм.
Проверка уровня масла в главной передаче
Проверьте уровнь масла:
- В главной передаче. Если необходимо долейте масло до уровня контрольно-заливного отверстия, закрываемого пробкой.
- Масла трансмиссионные: Тап-15В, ТАД-17и, ТСп-15К или их аналоги.
Замена масла в главной передаче
- Поработайте на тракторе и прогрейте масло в корпусе моста.
- Установите трактор на ровной горизонтальной площадке. Остановите двигатель.
- Включите стояночный тормоз и заблокируйте колеса клиньями с обеих сторон.
- Снимите контрольно-заливные пробки и сливные пробки.
- Слейте масло в специальную емкость для сбора отработанных масел.
- Установите на место сливные пробки и затяните их.
- Заправьте корпус главной передачи свежим трансмиссионным маслом до нижней кромки контрольно-заливных отверстий.
- Установите на место и затяните пробки.
Добавить комментарий